Как сделать шипы на обувь своими руками?

Шиповка шин: оборудование и установка шипов

Начнем с того, что шиповка резины  не требует особых навыков, однако оптимально иметь под рукой специальное  приспособление, которое называется пистолет для шиповки шин.

Указанный пневматический пистолет для ошиповки позволяет быстро и качественно установить шипы, благодаря чему  увеличивается срок службы самих шипов и  повышается надежность их фиксации.  Кроме пистолета, также нужно иметь компрессор, заготовить мыльный раствор, молоток, пассатижи, плоскую отвертку, лист алюминия.

Сама установка шипов при помощи пистолета для ошиповки выполняется следующим образом:

  • шина надежно фиксируется (не допускается смещение);
  • поверхность резины обрабатывается мыльной пеной (чтобы шип легче входил в отверстие);
  • далее пневматический пистолет «заряжают» шипами для шин (засыпаются в специальную камеру);
  • затем лапки пистолета фиксируются в отверстии для шипа, пистолет располагается ровно по отношению к отверстию (перекосы не допускаются);
  • после нажимается спуск, шип устанавливается в отверстие;
  • после установки шипа нужно проверить надежность его фиксации;

Обратите внимание, если шип стоит с перекосом, такой шип лучше извлечь и поставить другой. Если же после установки шип слишком выпирает над протектором, его может потребоваться вдавить глубже.. Для этого через алюминиевый лист-проставку молотком нужно вбить шип в отверстие

Если добиться желаемого результата не получается, шип легко извлекается из покрышки, пока мыльная пена не высохла

Для этого через алюминиевый лист-проставку молотком нужно вбить шип в отверстие. Если добиться желаемого результата не получается, шип легко извлекается из покрышки, пока мыльная пена не высохла.

Еще отметим, что в ряде случаев можно использовать специальный резиновый клей, которым обрабатывается шип перед посадкой. В этом случае не используется мыльный раствор, шип просто промазывается клеем и усаживается или же клей заливается в отверстие перед усадкой шипа. Такой способ практикую не все, однако некоторые специалисты настаивают на эффективности использования клея для шипов при их установке.  

Признаки качественно выполненной ремонтной ошиповки

На результат повторной ошиповки зимних шин влияют четыре фактора: остаточный протектор, качество шипов, применяемый инструмент и технология проведения работ.

С глубиной протектора все просто – она должна быть достаточной для удержания шипа, то есть не менее, чем высота корпуса самой короткой модели ремшипа, – 7мм. Идеально, если протектор глубже этой величины, – поэтому лучше заранее контролировать износ «штатных» шипов.

Шипы

Вполне логично, что используемые в работе с изношенной резиной шипы должны отличаться от тех, что устанавливают в новые шины. Причина проста: посадочное место в резине уже деформировано и не удержит стандартный шип. Ремонтный вариант состоит из трех элементов: корпуса, вставки и специальной полимерной втулки.

Конструкция ремонтного шипа

Металлический (есть алюминиевые и стальные модели) корпус шипа имеет фланец увеличенного размера. Его задача – надежно зафиксировать шип в протекторе.

Износостойкая вставка изготовлена из карбида вольфрама ВК8, как и у «штатных» шипов. Это главная рабочая часть шипа, которая обеспечивает шине противоскользящие свойства. В неоригинальной продукции вместо дорогого сплава, составляющего около трети цены, может оказаться менее стойкий заменитель.

Самый интересный и непривычный элемент ремонтного шипа – полимерная втулка. Она выполняет две задачи: правильно ориентирует шип по отношению к дорожному покрытию и фиксирует его, заполняя увеличенное посадочное место в протекторе.

Кроме того, по мере обкатки надежно запечатывая собой отверстие, она препятствует попаданию на корпус шипа дорожных абразивов – камней, песка – которые бы его изнашивали.

Используемый специальный полимер имеет высокий коэффициент износостойкости на истирание, не боится агрессивных противогололедных реагентов, которые применяют зимой, не подвержен коррозии.

Инструмент

Для установки ремонтных шипов мастер должен использовать специально предназначенный для этой цели пневматический шиповальный пистолет. Такое оборудование губками раздвигает кромки посадочного места и устанавливает шип без повреждения протектора. Запитывается инструмент воздухом под давлением около 10 бар. Соответственно, понадобится еще и компрессор.

Повторная ошиповка с помощью пневмопистолета

Технология

Изобретателем конструкции ремонтных шипов (патент № 132039) и разработчиком технологии проведения работ является компания «Теком».
Весь процесс состоит из нескольких этапов и может выполняться как на специальных опорах, так и прямо на дисках, без необходимости разборки:

  1. Сначала нужно измерить глубину посадочных мест, из которых выпали шипы. Это необходимо для правильного выбора длины ремонтных шипов. Они могут быть трех типоразмеров: 8, 9 и 10 мм.

Глубина посадочных мест должна быть не менее 7 мм, в идеале – от 8 мм.

  1. Затем отверстия под шипы нужно очистить от мелкого мусора и камней. Для этого мастеру понадобится простая узкая шлицевая отвертка. Одновременно следует удалить шипы, которые уже расшатаны и держатся плохо. После этого продуть посадочные места сжатым воздухом.
  2. На следующем этапе их необходимо смазать, чтобы упростить посадку ремонтных шипов и не повредить резину. Для этого используется обычный мыльный раствор и пульверизатор.
  3. Теперь остается только установить ремонтные шипы «Теком» с помощью пневмопистолета.

Ремшипы устанавливаются таким образом, чтобы над поверхностью протектора выступала только часть износостойкой вставки на величину не более 0,5 мм.

С технологией установки ремонтных шипов можно ознакомиться на видео ниже:

Топ проверенных способов, чтобы ваша обувь не скользила зимой

В специализированных магазинах вы можете приобрести специальные приспособления, которые предотвратят вашу обувь от скольжения.

Способ № 1. Наклейки

Способ №2. Ледоступы

Ледоступы – это специализированная  противоскользящая конструкция на обувь  предотвращающая падения и травмы.  Крепления подходят для ботинок и сапог любого размера. Ледоступы изготавливаются из качественной резины, в которую специально вставляют стальные шипы, которые обеспечивают превосходное сцепление с дорогой.

Преимущества ледоступов:

  • — высокая морозоустойчивость до – 40 градусов;
  • — широкий размерный ряд, подходящие размеры можно найти как на детскую ногу, так и на мужскую;
  • — компактный размер, возможно, носить с собой и при необходимости надеть на обувь;
  • — долговечные, возможно использовать несколько сезонов;
  • — удобно надевать и снимать;
  • — доступная цена.

Главный недостаток: ледоступы  необходимо снимать, заходя в помещение, при ходьбе по плитке они издают громкий звук.

Способ №3.  Металлические шурупы

Если у ботинок или сапог толстая и плотная подошва, то профессионал сможет вмонтировать шурупы или гвоздики, которые предотвратят скольжение по гололеду.

Способ №4. Лейкопластырь

Способ №5. Клей с песком

Для данного способа вам понадобятся: клей «момент» или «ПВА», крупнозернистый песок, жидкость для обезжиривания. Очищаем подошву от грязи, затем  обезжириваем. После чего намазываем всю поверхность клеем произвольным узором  и даем клею немного подсохнуть. Затем посыпаем песком и прижимаем к какой-либо поверхности. После полного высыхания подошва станет противоскользящей и прослужит около 30 дней.

Способ №6. Войлок

Войлок – это материал, способный увеличивать силу трения, что обеспечивает стойкость при хождении в зимней обуви. Чтобы сделать вашу обувь противоскользящей при помощи этого материала, вам потребуется очистить и обезжирить поверхность, затем на клей «момент» или «ПВА» наклеить полоску войлока на пятку и полоску на носок.  Такой способ прослужит около двух недель.

Способ №7. Наждачная бумага

Существует два способа сделать антискользящую подошву при помощи наждачной бумаги.

На заранее очищенную и обезжиренную поверхность наклеить на нос и пятку полоски наждачной бумаги. Она увеличивает силу трения, чем обеспечивает безопасность при ходьбе. Прослужит такой способ около двух – трех недель.

Второй способ достаточно агрессивный, он предполагает натирать подошву обуви перед выходом на улицу наждачной бумагой.

Способ №8. Капроновый чулок

Один из самых оригинальных и необычных способов сделать свою обувь безопасной в гололед. Если у вас дома есть пара ненужных капроновых носок или колгот, их следуют поджечь. От плавления образуются капли, подошву нужно направить под них. Желательно в область носа и каблука. От капель образуются бугорки, которые и защищают подошву от скольжения. Прослужит такая защита очень долго и при этом не испортит вашу обувь.

Способ №9. Средство для отталкивания воды

Если обработать подошву водоотталкивающим средством, то ее влажность  снизится, и при ходьбе увеличится сила трения. Но обработку потребуется повторять каждый раз перед выходом из дома.

Способ №10. Скотч

Вооружившись обычным двусторонним скотчем можно создать анти скользящую обувь в гололед за несколько минут. Наклеиваем скотч полосками по всей площади подошвы. Такой способ прослужит около месяца.

Способ №11. Краска

Наносим на подошву краску любым узором,  под воздействием температуры на улице она расширится и получится объёмный рисунок, который спасет вас от падения.

Способ №12. Носки

Способ достаточно странный, но действенный. Вам потребуется, выходя из дома поверх обуви одеть носки. Хлопковая ткань отлично защитит вас от гололеда. Прослужит данный метод до тех пор, пока носки не сотрутся.

Многие рекомендуют ряд способов, как предотвратить скольжение по гололеду. Но на практике они не работают.

О безопасности на лестнице

Конструкция для перемещения между этажами – неотъемлемая часть любого многоуровневого здания. Разработано множество нормативных документов, регламентирующих правила ее обустройства с учетом требований безопасности. В ГОСТАх указано, каким должен быть безопасный уклон, размер лестничных ступеней, высота перил и ширина поручней.

При строительстве частного дома в первую очередь учитывается функциональность, удобство и дизайн, а про безопасность передвижения как-то забывают. Одномаршевые изделия с небольшим количеством ступеней считаются самыми безопасными, но согласно статистике именно с них происходит большинство падений.


Данные предметы являются эффективным средством безопасности

Первое место в перечне причин потери равновесия занимает некачественный материал покрытия, приводящий к проскальзыванию ноги. Эта проблема особенно актуальна для наружных конструкций, которые круглогодично находятся под воздействием природных факторов. Осадки и заморозки делают их излишне скользкими, и чтобы избежать неприятностей, необходимо применять защитные накладки на ступени.

Самостоятельное изготовление

Выполняется эта работа несложно. Сначала по обеим сторонам каблука фиксируются «щечки», изготовленные из стальной пластины. С ними шарнирами скрепляется находящаяся у каблука скоба, на которой в трубчатых отверстиях есть металлические шипы. Благодаря им происходит сцепление с поверхностью.

На скобе находится резьбовая втулка. Детали фиксируются к скобе с помощью сварки. На заднике закрепляется металлическая пластина с находящимися отверстиями. С вставленным винтиком происходит крепление скобы и пластинки. Когда скоба с шипами расположена снизу, шипы являются опорой и служат защитой от скольжения. В верхнем положении они в нерабочем состоянии.

Если обратиться в мастерскую, то там могут предложить полиуретановые набойки. Этот материал прочный, не портится от мороза и прекрасно цепляется за лед. Для этого подходят металлические набойки, которые имеют прекрасное сцепление и не позволяют обуви скользить. Есть и резиновые накладки. Каждый из методов является эффективным. Лучше заранее побеспокоиться о наличии противоскользящих накладок. Они защитят от повреждений в травмоопасный период.

Установка шипов

Перед установкой шипов необходимо предварительно зафиксировать шину. Она должна оставаться в неподвижном положении, в противном случае работа может пойти «насмарку». Далее, смочите поверхность покрышки мыльной пеной, чтобы шип легче проходил в отверстие покрышки.

После этого нужно взять пневматический пистолет, с засыпанными в него шипами, и зафиксировать его таким образом, чтобы лапки находились в отверстии для шипа и немного растягивали его. Сам пистолет в это время должен располагаться относительно отверстия. Следите за тем, чтобы не было перекосов. После того как шип был установлен, необходимо проверить насколько надежно он «сел». Если он установился в перекошенном состоянии, то лучше избавиться от такого брака, так как пользы от него в любом случае не будет.

Совет! Если шип слишком сильно выступает просто вбейте его чуть глубже. Для этого используйте молоток и стальной лист.

Если по тем или иным причинам вы неправильно установили «коготь», его можно с легкостью вытащить, пока нанесенная ранее пена не высохла.

Если установка прошла гладко, не стоит сразу же садиться за руль и устраивать тест-драйв обновленным покрышкам. Шинам нужно дать время «на адаптацию» к шипам, так как растяжение и нагрузка в этом случае немного меняется. Кроме этого, мыльная пена должна полностью высохнуть и окончательно «схватить» шипы и намертво зафиксировать их.

Устанавливать покрышки на автомобиль можно через 2-3 дня после произведенных манипуляций.

Полезно! Если в процессе обкатки некоторые шипы вылетели, назад их лучше не вставлять, так как когда они вылетают отверстия деформируются и повторная установка в них изделий – это бесполезное занятие.

Если вы решили ошиповать резину без соответствующих отверстий, то их придется делать самостоятельно. Это трудоемкая работа, в процессе которой вы можете случайно повредить резину. В этом случае помимо пневматического пистолета вам понадобится специальное трубчатое сверло.

Подготовка к ошиповке шин

Перед обработкой шин необходимо приобрести резину. Подходящие для ошиповки покрышки должны:

  • Соответствовать сезону эксплуатации, то есть выбирать необходимо зимнюю резину;
  • Быть изготовлены из твердого материала, так как жесткая резина лучше удерживает шипы;
  • Быть с «нестертым» рисунком протектора, поэтому лучше, если это будут новые покрышки.

Таким требованиям отвечают только фрикционные модели покрышек или шины со специальными отверстиям для шипов. Стоят такие модели на порядок выше, но, при самостоятельной ошиповке вы будете уверены в качестве «когтей» и в том, что технология их установки была соблюдена полностью. Тем самым, срок эксплуатации восстановленных шин может быть не меньше чем у новых.

Помимо этого, вам понадобится специальный пневматический пистолет для ошиповки зимних шин и комплект шипов, о которых мы поговорим подробнее.

Выполнение ошиповки зимних шин своими руками

Для ошиповки шин самостоятельно без пневмопистолета необходимо воспользоваться инструкцией, которая расположена ниже.

Если шина не имеет заранее подготовленных технологических отверстий, то их следует сделать самостоятельно. Некоторые автовладельцы для этого используют шило. Контролировать глубину в таком случае крайне сложно. Есть риск повредить корд или проткнуть резину насквозь.

Более предпочтительным является использование дрели с фиксатором глубины. Сверло должно иметь меньший диаметр по сравнению с основанием шипа. Глубина сверления должна соответствовать длине крепления.

Если отверстия делались шилом или дрелью без фиксатора глубины, то необходимо провести замер полученных посадочных мест. Для этого рекомендуется использовать штангенциркуль.

Рабочую поверхность следует обработать мыльным раствором. На протяжении всего процесса ошиповки резина должна оставаться сырой.

Шип в технологическое отверстие должен входить строго под прямым углом. Для этого можно воспользоваться молотком. Шипы по одному вбиваются в посадочные места

При этом важно следить, чтобы не повредились рабочие грани

В качестве альтернативного способа используются круглогубцы и отвертка. Посадочное место предварительно расширяется и с помощью отвертки в него вставляется шип.

При применении шуруповерта потребуется специальная насадка для шипов. Инструмент следует располагать строго под прямым углом к шине.

  • Проверить на прочность и высоту выступания шипов.
  • Высушить резину и отправить ее на хранение. Запрещено устанавливать и эксплуатировать шины сразу после ошиповки, так как это приведет к выпадению шипов.

Какие шины подлежат ошиповке

Стоит понимать, что далеко не все покрышки можно ошиповывать. Не пригодны для такой доработки летние и всесезонные покрышки. Зимняя авторезина с европейским рисунком протектора, также обычно не подходит к размещению шипов.

Помимо этого, обязательно осматривают состояние резины на бывших в употреблении покрышках. Если есть видимый износ, трещины на материале восстанавливать шипы не стоит. Обязательно уточните дату производства, если покрышка произведена ранее, чем пять лет назад, ее также лучше не трогать.

Оптимальным вариантом будет выбор покрышек, подходящих для такой работы. Некоторые производители изначально готовят скандинавскую резину под доработку. Они имеют углубления для размещения шипов. Если есть возможность, следует приобретать именно такие шины.

Можно использовать и любую другую резину. Она должна соответствовать следующим требованиям:

  • жесткая резиновая смесь;
  • глубокий протектор.

Это основные требования к автопокрышкам для дополнительной ошиповки.

Как зашиповать резину ремонтными шипами подручными способами самостоятельно

Вариант первый — отвертка и клещи

  1. Для этого применяют отвертку и плоскогубцы (клещи для снятия стопорных колец).
  2. Берем ремонтный вариант, расширяем посадочное гнездо при помощи отвертки.
  3. Плоскогубцами вдавливаем его в свое место.

Приловчившись, это процесс займет не больше времени, чем на шиномонтаже.

Видео, как устанавливать ремонтные шипы при помощи отвертки:

Второй вариант – при помощи дрели

Для упрощения самостоятельной установки используют электрическую дрель. Изготовляют насадку из медной трубки, ее конец развальцовывают под диаметр ремонтного шипа, чтобы он свободно ходил в ней. Можно купить подобные насадки, стоят они не дорого.

  1. При необходимости удаляем старую ошиповку, если она сточена
  2. Устанавливаем насадку в дрель, шип в нее
  3. Прикладываем её под углом в 45 градусов относительно покрышки, чтобы монтажная часть шипа смотрела в посадочное гнездо
  4. Надавливаем на инструмент и малыми оборотами «вкручиваем» ремонтный вариант в шину

Так как шип свободно «ходит» в насадке, ее без труда можно вытащить из резины. Это метод проще и быстрее, чем с отверткой. В первом случае есть шанс потратить много времени на одну покрышку и натереть мозоль на руке.

Видео самостоятельной ошиповки с помощью дрели или шуруповерта:

Третий вариант – ремонтные шипы с резьбой (винтовые)

В продаже можно найти такие варианты, они стоят недорого. Для установки их тоже потребуется электродрель или шуруповерт с насадкой под шурупы диаметром 4 мм. В нее вставляем кусок бумаги или другого предмета, чтобы потом его можно было вытащить. Это необходимо, потому что ремшип может проваливаться в ее и ввинчиваться в колесо не будет.

Вставляем новый шип в насадку, прикладываем шуруповерт к покрышке в то место, где нет посадочного гнезда. Небольшими оборотами вкручиваем в шину, пока установочная сторона не вкрутится в резину.

Недостатки метода

  • Надежность посадки и срок эксплуатации таких шипов, установленных подобным образом, невелико
  • Есть шанс повредить металлический корт покрышки
  • Если переусердствовать, и глубина протектора невелика, то можно проткнуть насквозь.

Это не самый удачный вариант установки ремонтных шипов, поэтому им пользоваться не рекомендуется. Если все-таки решились, внизу есть видео, как это делается.

Этапы изготовления и крепления

Изготовление нескользящих приспособлений для обуви не требует каких-либо особых навыков и умений. Времени процесс займет тоже немного. Подготовив необходимые материалы и инструменты, можно переходить к практике. Ниже будет рассмотрено, как сделать ледоступы различных типов.

Из велосипедной камеры

Алгоритм изготовления следующий:

  1. Из старой велосипедной камеры ножницами нарезают тоненькие колечки. Они должны быть шириной 5-7 мм. Для обеих ног потребуется около 80 колец – точное количество зависит от размера обуви.
  2. Из остатков резины вырезают две длинные полоски по 60-70 см.
  3. Перевернув обувь вверх подошвой, начинают процесс плетения противогололедного «кружева». В местах соприкосновения основания с землей на колечки нанизывают гайки. Для удобства и быстроты при плетении можно использовать круглогубцы или длинногубцы.
  4. Сплетя резиновую защиту по величине подошвы, одну из вырезанных длинных полос продевают в торчащие по краям петли. Концы затягивают, чтобы полученная конструкция надежно держалась на обуви, и завязывают аккуратно над пяткой.

Для второй ноги изготавливается точно такой же ледоход – и можно смело пускаться в путь по скользкой дороге.

Из консервной крышки

В каждом доме найдется пара старых металлических завинчивающихся консервных крышек, которые уже начали ржаветь. Из них можно изготовить замечательную защиту от гололеда. Порядок действий следующий:

  1. С внутренней стороны крышки штопором или крупным гвоздем проделывают небольшие отверстия. Выполнять работу будет удобнее, если подложить под крышку что-нибудь мягкое: сложенную в несколько слоев тряпку, кусок пенопласта, вспененный полиуретановый утеплитель для труб.
  2. Еще четыре отверстия проделывают и на боковых стенках крышки.
  3. В них продевают резинку, при помощи которой конструкция крепится к обуви.

Можно сделать ледоходы более долговечными. Вместо крышки в качестве основы берут металлическую пластину или кусок фанеры. Задавшись вопросом, как делаются шипы на обувь, можно попробовать взять винтики 3 мм, зафиксированные гроверными шайбами. Получится идеально: и ноги не скользят, и идти удобно.

Из крышек для бутылок

Еще одна идея, как сделать ледоходы из подручных средств, – применение обычных крышек от бутылок. Возможно, в скором будущем они станут раритетом, а пока находчивые и умелые смело пускают их в дело. Подробный алгоритм, как делаются шипы на обувь из указанного материала:

  1. Несколько крышек нужно немного согнуть пополам и на сгибе сделать отверстия.
  2. В них продеть шнурок, как через пуговицу с двумя дырками. Нанизать 3-4 крышечки.
  3. Полученные «бусы» прикрепить шнурком поперек подошвы острыми краями крышек вниз.

Полученные приспособления надежно будут беречь от падений на скользкой поверхности дороги. При желании можно разместить по два ряда крышек на каждую ногу. Сделанные своими руками ледоступы будут служить не хуже покупных.

Резиновые накладки

Ледоходы со съемными резиновыми накладками изготовить несложно, а преимущества у них существенные – удобны в использовании, эффективны в защите. В качестве материала можно взять старую автомобильную камеру или кусок более толстой резины (2-3 мм толщиной). Порядок действий:

  1. Из резины вырезают основу по размеру обуви. Если материалом выбрана камера от автомобиля, в местах крепления шипов следует взять 2-3 слоя.
  2. Любым острым инструментом, например, пробойником для кожи, в резине проделывают отверстия.
  3. В полученные выемки ввинчивают болты 6-8 мм, фиксируют их шайбами (лучше гроверными) и гайками, для надежности самоконтрящимися.

Полученную «шиповку» на ботинок крепят при помощи резинок. При использовании тонкой автомобильной резины фиксаторы вырезают сразу с основой. Получается стильный зимний аксессуар.

Из наждачной бумаги

Пожалуй, самыми простыми являются ледоходы из наждачной бумаги. Дополнительно для их изготовления понадобится тюбик клея типа «Момент».

Обувь, которой будет придаваться нескользящее свойство, предварительно нужно хорошенько вымыть и полностью высушить. Затем на подошву, в местах соприкосновения ее с грунтом, полосками наносится клей, а сверху крепится наждачная бумага. Следует учесть, что наждачка должна быть крупнозернистой (№3 или №4), иначе нужного эффекта не будет. До полного высыхания клея рекомендуется подождать сутки, а затем можно смело использовать обувь.

Выбор типа ледоходов зависит от личных вкусов, наличия материалов для их изготовления и финансовых возможностей – каждый сможет подыскать для себя подходящий вариант. Приспособление, сделанное своими руками, по эстетическим параметрам, конечно, уступает магазинным аналогам, но служить оно будет долго и надежно.

Наименее скользящая обувь

При выборе зимней обуви необходимо обращать внимание не только на ее внешний вид, удобство, цену и бренд, но и качество подошвы. Следует хорошо присмотреться, ведь если она не предназначена для ходьбы по гололеду, последствия могут быть опасными — от дискомфорта при носке до получения травм

При покупке стоит примерить несколько пар обуви, постаравшись ощутить ее сцепление с полом в магазине.

Надо остановить свой взгляд на ботинках с рифленой подошвой. Наилучший вариант — протектор с равномерным глубоким рельефом, направленным в разные стороны. Он обеспечит отличную цепкость с ледяной поверхностью. Каблук должен быть достаточно широким, устойчивым, не слишком высоким. Лучше, если подошва обуви будет выполнена из мягкого материала, который не задубеет на морозе: каучука, полипропилена, полиуретана. Отличный вариант — покупка ботинок, изготовленных в тех странах, которые знакомы с холодной зимней погодой.

Если вы все-таки ошиблись при выборе, и сапоги оказались неподходящими для прогулок по льду, можно использовать противоскользящие накладки на обувь, приобретенные в магазине или сделанные собственными руками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: